Принципы государственной службы, заложенные в Концепции реформирования системы государственной службы, федеральном законе №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и федеральном законе №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" заложены для обеспечения эффективности и качества государственной службы. Они устанавливают основные принципы и нормы поведения государственных служащих, которые должны соблюдаться при исполнении ими своих должностных обязанностей. В таблице ниже приведены принципы государственной службы, сравнение их формулировок и анализ различий:
| Концепция | Федеральный закон №58-ФЗ | Федеральный закон №79-ФЗ | Различия и комментарии |
| --- | --- | --- | --- |
| Профессионализм | - | 5.5. Профессиональная компетентность государственного служащего | Различие в формулировке: в Концепции используется общий термин "профессионализм", в федеральных законах приведена более специфическая формулировка. |
| Эффективность | 4.3. Повышение качества и эффективности государственной службы | - | Принцип установлен только в одном из федеральных законов. |
| Нейтральность | 5.1. Государственный служащий обязан исполнять свои служебные обязанности беспристрастно и нейтрально | - | Принцип установлен только в Концепции. |
| Честность | 5.2. Государственный служащий должен действовать честно и добросовестно, нести ответственность за качество и результаты своей работы | 5.6. Этические принципы государственной гражданской службы | Формулировки принципа различаются, однако смысл остается примерно одинаковым. В Концепции отмечается, что государственные служащие должны действовать честно и добросовестно, в федеральном законе №79-ФЗ приводятся более конкретные этические принципы. |
| Уважение к правам и свободам граждан | - | 5.8. Государственный служащий обязан уважать права, свободы и законные интересы граждан | Принцип установлен только в одном из федеральных законов. |
| Объективность | 5.1. Государственный служащий обязан исполнять свои служебные обязанности беспристрастно и нейтрально | 5.5. Объективность государственного служащего | В обоих федеральных законах установлен принцип объективности, однако в Концепции он является частью принципа нейтральности, в федеральных законах установлен отдельный принцип. |
| Профессиональное развитие | - | 5.13. Профессиональное развитие государственного служащего | Принцип пропущен в федеральных законах. |
| Приоритет интересов государства и общества | - | 2.3. Государственный служащий обязан действовать на основе приоритета интересов государства и общества | Принцип установлен только в Концепции. |
| Лояльность к Конституции и законам Российской Федерации | - | 5.2. Государственный служащий должен исполнять свои служебные обязанности с соблюдением Конституции и законов Российской Федерации | Принцип установлен только в одном из федеральных законов. |
| Ответственность | - | 5.7. Ответственность государственного служащего | Принцип установлен только в одном из федеральных законов. |
Анализируя приведенную таблицу, можно отметить следующие наблюдения:
1. В Концепции и федеральных законах существуют принципы, которые совпадают по букве и смыслу: "эффективность", "уважение к правам и свободам граждан", "л о я л ь н о с т ь к Конституции и законам Российской Федерации". Это позволяет говорить о том, что законодатели и авторы Концепции придерживаются общего подхода к определению ключевых принципов государственной службы.
2. Некоторые принципы имеют схожую формулировку, но различаются нюансами. Например, принцип "честность" в Концепции и федеральном законе №79-ФЗ, хотя имеет разные формулировки, но оба они связаны с государственными служащими, которые должны действовать честно и добросовестно и нести ответственность за результаты своей работы. Такие небольшие различия в формулировках могут быть обусловлены особенностями подхода и целей каждого из нормативных актов.
3. Некоторые принципы не встречаются во всех исследуемых нормативных актах или имеют существенные различия в формулировке. Например, принцип "профессионализма" пропущен в федеральных законах, но присутствует в Концепции. Причины такого несовпадения могут быть обусловлены отличиями в целях и задачах каждого из нормативных актов. Также принципы "эффективности" и "ответственности" пропущены в одном из рассмотренных федеральных законов, что также может быть связано с особенностями направленности и целей этого закона.
4. Некоторые принципы имеют существенные различия в формулировке и несут немного иной смысл. Например, в Федеральном законе №58-ФЗ принцип "профессиональной компетентности государственного служащего" отличается от принципа "профессионализма" в Концепции. Это связано с более конкретным уточнением требований к профессиональным навыкам и знаниям государственных служащих в данном законе.
Причины несовпадения принципов государственной службы, установленных в Концепции и федеральных законах, могут быть обусловлены различными факторами. Во-первых, нормативные акты могут быть разработаны разными группами специалистов в разное время и на основе различных исследований и экспертиз. Каждая группа могла придерживаться своего видения принципов государственной службы, что привело к различным формулировкам и акцентам в законодательстве.
Во-вторых, анализ несовпадений также может свидетельствовать о постоянном обновлении государственной службы и обращении внимания на новые аспекты и требования. Например, если в одном из законов не упоминается принцип "эффективности", это может означать, что в данном законе данный аспект не является приоритетным и не требует особого уточнения.
Таким образом, несовпадение принципов государственной службы, установленных в Концепции и федеральных законах, может быть связано с различными видениями задач и целей этих нормативных актов, а также с постоянным обновлением требований к государственным служащим и их роли в обществе. Однако, несмотря на различия в формулировках, все принципы направлены на обеспечение эффективной и качественной государственной службы.