17. В программе "Окружающий мир" особое внимание уделяется игре по нескольким причинам. Во-первых, игра - это естественный способ деятельности для детей. Игра позволяет им активно взаимодействовать с окружающим миром, исследовать его, экспериментировать и делать открытия. Игра стимулирует развитие моторики, мышления, воображения и других когнитивных способностей ребенка. Кроме того, играя, дети учатся самостоятельно принимать решения, сотрудничать с другими и решать проблемы.
Основной подход к использованию игры в познании окружающей реальности в программе "Окружающий мир" является конструктивистским. Дети активно строят свое знание об окружающем мире через игровые ситуации, эксперименты и исследования. Они находят ответы на свои вопросы, формулируют гипотезы, тестируют их и делают выводы. Игра в программе "Окружающий мир" имеет разнообразные формы, такие как моделирование, ролевые игры, экскурсии и др. Все формы игры стимулируют детей к исследованиям и осмыслению окружающего мира.
В программе по природоведению игра также имеет важное значение, но подход к ее использованию может быть несколько иной. В программах природоведения чаще используется игра как форма контроля и закрепления знаний, а не как средство познания. Например, часто применяются игровые викторины или квесты, где дети должны ответить на вопросы по изучаемому материалу. Такая игра может быть полезной для повторения и усвоения теоретических знаний, но она может быть менее стимулирующей для исследовательской активности и развития критического мышления.
Таким образом, в программах "Окружающий мир" и природоведения игра используется с разными целями и подходами. В "Окружающем мире" игра является активным средством познания и развития у детей через конструктивистский подход, в то время как в природоведении она чаще используется для закрепления и контроля знаний.
18. Курсы природоведения, естествознания и "Окружающий мир" действительно считаются интегрированными, и это основывается на их общей цели - развитии у детей системного и целостного мышления о природе и окружающем мире. Однако, подходы к интеграции в программах "Окружающий мир" и природоведение могут различаться.
В программе "Окружающий мир" интеграция происходит в рамках изучаемых тем и разделов. Например, при изучении темы "Растения" дети узнают о разных видов растений, их строении, функциях и значение для окружающей среды. Они также изучают взаимодействия между растениями, животными и людьми, а также их роль в экосистеме. Таким образом, программа "Окружающий мир" интегрирует различные аспекты природы и окружающего мира, чтобы помочь детям понять их сложность и взаимосвязь.
В программе природоведения интеграция происходит на уровне предметной деятельности. Знания и умения, приобретенные в предметах физики, химии, биологии и других, применяются для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых в природе. Например, изучение света и тени в физике может быть связано с изучением световых процессов в природе, таких как фотосинтез или оплодотворение цветков. Это позволяет детям видеть природу как целостную систему и применять знания различных предметов для ее понимания.
Таким образом, оба подхода к интеграции имеют свои преимущества и особенности. В "Окружающем мире" интеграция происходит на уровне тем и разделов, что позволяет глубже изучать различные аспекты окружающего мира. В природоведении интеграция происходит на уровне предметной деятельности, что помогает детям применять полученные знания в реальных ситуациях.
19. В начальной школе наиболее распространена комбинированная или смешанная модель экологического образования, которая объединяет черты однопредметной и межпредметной моделей. Эта модель предполагает изучение экологии и окружающего мира как отдельного предмета, а также интеграцию экологических тем в другие предметы, такие как природоведение, география, биология и др.
Наиболее распространенной программой, где используется комбинированная модель, является программа "Окружающий мир". В этой программе уделяется внимание как изучению отдельных аспектов окружающего мира (например, природа, человек, общество), так и их взаимосвязи и влиянию друг на друга. Это позволяет детям развивать не только знания, но и понимание о целостности и устойчивости окружающего мира.
В программе по природоведению также присутствуют элементы комбинированной модели, так как рассматриваются различные аспекты природы и их взаимосвязь. Однако, в природоведении больше акцентируется на изучении конкретных природных объектов и их характеристик, в то время как в "Окружающем мире" больше внимания уделяется пониманию системных связей и взаимодействий в природе.
В целом, комбинированная модель экологического образования является наиболее эффективной в начальной школе, так как она позволяет детям получить широкие и глубокие знания об окружающем мире, развить системное мышление и понимание взаимосвязей в природе.