Задание 1. Проведем наблюдение за двумя учебными занятиями одного школьного класса: математика и литература. Для регистрации уровня заинтересованности учеников мы будем использовать признаковую систему, где будем оценивать следующие показатели: активность в уроке, внимание к уроку, задаваемые вопросы, участие в дискуссиях, выполнение заданий, выражение эмоций и общая атмосфера в классе.
На уроке математики мы наблюдаем, что ученики проявляют высокую активность, отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы, демонстрируют интерес к материалу. Они работают в парах или группах, обсуждают методы решения задач, стремятся найти правильные ответы. Вся атмосфера на уроке наполнена сосредоточенностью, уверенностью в собственных силах и желанием понять математические концепции. Ученики выражают свои эмоции в зависимости от успехов или неудач в решении задач.
На уроке литературы ситуация несколько другая. Ученики проявляют меньшую активность, не все студенты активно участвуют в дискуссиях, задают вопросы или выражают свои мысли. Некоторые ученики могут быть отвлечены или пассивны во время урока. Возможно, это связано с тем, что материал представляется им менее интересным или сложным. Однако есть студенты, которые проявляют большой интерес к текстам, анализируют их, высказывают свои мнения и идеи. Атмосфера на уроке литературы более расслабленная и свободная, что может повлиять на уровень заинтересованности.
Психологическое заключение:
Из проведенного наблюдения мы видим, что уровень заинтересованности учеников в учебных занятиях зависит от нескольких факторов. Важную роль играет интерес к предмету, его актуальность и понимание цели обучения. Также влияние оказывает стиль преподавания, его интерактивность, способность привлечь внимание студентов. Степень свободы и возможность обсуждения мнений также влияют на уровень заинтересованности.
Задание 2. Программа стандартизированного наблюдения по гипотезе: "Использование интерактивных методов преподавания повышает заинтересованность учеников в учебном процессе".
Цель: Изучить влияние интерактивных методов преподавания на уровень заинтересованности учеников.
Шаги проведения наблюдения:
1. Подготовка оборудования и методик для регистрации данных.
2. Выбор наблюдаемого класса и предмета для проведения урока.
3. Проведение предварительного опроса учеников по уровню заинтересованности в предмете.
4. Разделение класса на две группы: одна будет учиться по традиционным методам, другая по интерактивным методам.
5. Наблюдение за проведением уроков, фиксация уровня активности, внимания, участия и выражения эмоций.
6. Проведение послеурочного опроса с участием всех учеников.
7. Анализ полученных данных, сравнение результатов двух групп.
8. Подготовка отчета о результатах и выводов по гипотезе.
Этот стандартизированный метод позволит сравнить уровень заинтересованности учеников при использовании разных методов преподавания и выявить эффективные подходы к организации учебного процесса.