Диагностика типологии психологической защиты, используемая по методике Плутчик-Каллерман-Конте, в адаптации Вассермана, Ерышева, Клубовой и других, является инструментом, позволяющим оценить и идентифицировать механизмы защиты личности, которые использует индивид в ситуациях стресса и конфликта.
В рамках этой методики выделяются основные механизмы психологической защиты, такие как отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение и интеллектуализация. Каждый из этих механизмов выполняет свою функцию в поддержании целостности личности и приспособлении к внутренним и внешним конфликтам.
Отрицание – это способ не признавать существование болезненных или угрожающих аспектов реальности. Человек, использующий отрицание, отрицает факты или обстоятельства, которые вызывают дискомфорт или страх. При этом он может внутренне отрицать даже свои собственные переживания.
Подавление – это механизм защиты, при котором индивид стремится удержать отрицательные или неприемлемые мысли, чувства или воспоминания в бессознательном. Это позволяет ему избежать болезненных переживаний и сохранить психологическое равновесие.
Регрессия – это возврат к более примитивным формам поведения или реакций на стрессовые ситуации. Человек, использующий регрессию, может по-детски реагировать на конфликты или испытывать более простые эмоции, чем в обычной жизни.
Компенсация – это механизм защиты, при котором индивид старается компенсировать свои реальные или воображаемые недостатки или слабости в другой сфере жизни. Например, человек, чувствующий себя неуверенно в общении с людьми, может посвятить себя работе или учебе.
Проекция – это способ защиты, при котором негативные черты личности переносятся на других людей или ситуации. Человек воспринимает угрозу или нежелательное свойство в окружающих, но не признает, что оно присутствует у него самого.
Замещение – это механизм защиты, при котором недостаток в одной сфере жизни компенсируется активностью или выделением в другой сфере. Например, индивид с проблемами в личных отношениях может уделять большое внимание работе или хобби.
Интеллектуализация – это механизм защиты, при котором стимулы и события рассматриваются с точки зрения интеллектуальных аспектов, а не эмоциональных. Человек пытается анализировать и объяснять свои переживания или поведение с помощью логики и рациональных аргументов.
Активные образования – это стратегии, развивающиеся в сфере управления человеческим разумом и сердцем индивидуума в семье, работе и обществе. Такие действия способствуют лучшему пониманию жизни и себя самого.
Вся эта система механизмов защиты позволяет личности справляться с трудностями и сохранять психологическое равновесие. Понимание и интерпретация этих механизмов позволяют специалистам в области психологии и психотерапии оказывать помощь людям в преодолении и преобразовании негативных паттернов поведения в позитивные и адаптивные стратегии.