13) В психологии различаются два подхода к познанию психического – субъективный и объективный.
Субъективный подход предполагает изучение психических явлений через субъективный опыт человека, его мнения, ощущения, восприятия и другие внутренние состояния. Этот подход основан на самосознании, внутреннем опыте и самовосприятии индивида. Субъективное познание позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого человека, его субъективное отношение к окружающему миру, его собственные переживания и оценки. Однако субъективное познание может быть субъективно и неполнота, так как оно зависит от индивидуальных особенностей человека, его предвзятости, эмоционального состояния и других факторов.
Объективный подход к познанию в психологии основан на использовании методов наблюдения, измерения и эксперимента для получения объективной информации о психических явлениях. Этот подход позволяет исследователям получать независимые от субъективных оценок данные о поведении и внутренних процессах человека. Объективное познание характеризуется стремлением к объективности, точности и достоверности получаемых данных. Основными методами объективного познания в психологии являются эксперимент, наблюдение, интервью, анкетирование и другие.
Объективный и субъективный подходы в познании психического дополняют друг друга и используются в психологических исследованиях в зависимости от поставленных задач и целей исследования. Знание субъективных и объективных аспектов позволяет получить более полное представление о психических явлениях и процессах у человека.
14) Методология, метод, методика, процедура и техника исследований – это основные понятия, которые используются в научных исследованиях в психологии:
- Методология – это наука о методах научного познания, теоретические принципы и правила, которые лежат в основе научного исследования. Методология определяет общие принципы построения научных знаний, логику и методические подходы к проведению исследований.
- Метод – это способ или способы познания, сбора и анализа данных, которые используются исследователем для достижения поставленных исследовательских целей. Методы могут быть качественными (наблюдение, интервью, анализ текстов и др.) и количественными (опросы, эксперименты, статистический анализ).
- Методика – это система установленных правил, процедур, шагов и техник, которые используются в процессе проведения исследования на практике. Методика определяет конкретные процедуры и способы выполнения научных методов в рамках конкретного исследования.
- Процедура – это последовательность действий, которые выполняются в ходе проведения исследования для достижения поставленных целей и задач. Процедура включает в себя все этапы и шаги исследования, начиная с постановки гипотезы и заканчивая анализом результатов и выводами.
- Техника исследований – это конкретные методы и приемы, которые используются исследователем для сбора и анализа данных в ходе исследования. Техники могут быть различными: наблюдение, опрос, эксперимент, статистический анализ и др.
Эти понятия взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга в процессе проведения научного исследования в психологии. Комплексное использование методологии, методов, методики, процедур и техник исследований позволяет исследователям получать объективные и достоверные данные, анализировать их и делать выводы на основе научного подхода.