Механизмы защиты по Плутчику – это специфические стратегии психической защиты, которые используются человеком для смягчения внутреннего конфликта, стресса или тревоги. Плутчик выделил несколько основных механизмов защиты, каждый из которых направлен на защиту от определенных угроз или трудностей. Давайте рассмотрим основные механизмы защиты по Плутчику, а также приведем примеры действий этих механизмов.
1. Отрицание: Этот механизм защиты заключается в отрицании реальности ситуации или события, чтобы избежать неприятных последствий или негативных эмоций. Например, если человеку не хочется признавать проблемы в отношениях, он может отрицать их существование, убеждая себя, что все в порядке.
2. Подавление: Подавление – это сознательное или бессознательное подавление неприятных мыслей, чувств или желаний в глубины психики. Например, человек может откладывать разговор о проблеме до более удобного времени или завлекаться работой, чтобы не думать о проблеме.
3. Регрессия: Регрессия – это возвращение к более примитивным способам поведения или мышления, характерным для более раннего возраста. Например, в период стресса или тревоги человек может начать вести себя как ребенок: искать защиту, утешение у других и т.д.
4. Компенсация: Компенсация связана с попыткой скрыть свои слабости или недостатки путем активизации других сильных сторон. Например, если у человека низкая самооценка, он может компенсировать это похвальными достижениями в других областях жизни.
5. Проекция: Проекция – это перенесение собственных негативных или неожиданных качеств на других людей. Например, человек, испытывающий зависть к другому, может обвинить его в зависти.
6. Замещение: Замещение – это замена недостижимой для сознания мысли или желания его аналогом, более доступным на уровне сознания. Например, человек, желающий выразить агрессию по отношению к начальнику, может вместо этого пойти на тренировку и избавиться от негативной энергии.
7. Интеллектуализация: Интеллектуализация – это попытка отхода от эмоций и обращение к рассудку в ситуациях тревоги или стресса. Например, человек может стараться решать проблемы рационально, не обращая внимания на свои эмоции.
8. Реактивная образованность: Реактивная образованность – это противоположность подавлению, когда человек активно сопротивляется чему-то, что не хочет признавать в себе или в других. Например, если у человека есть предвзятые убеждения, он может активно противостоять точкам зрения, противоположным его убеждениям.
Проведя диагностику МПЗ с использованием Диагностики типологий психологической защиты методики Плутчика, можно получить информацию о том, какие механизмы защиты наиболее характерны для данного человека. Например, если результаты показывают высокий уровень отрицания и регрессии, это может говорить о том, что человек склонен отрицать реальность и возвращаться к более примитивным способам поведения в стрессовых ситуациях.
Анализ результатов позволяет более глубоко понять психологические механизмы, которые могут влиять на поведение и эмоциональное состояние человека. Например, если обнаруживается высокий уровень проекции, это может указывать на склонность к переносу собственных негативных качеств на окружающих, что может влиять на отношения с другими людьми.
Важно помнить, что механизмы защиты – это естественный способ защищать себя от внутреннего диссонанса или тревоги, однако их избыточное использование может привести к проблемам в психическом здоровье. Поэтому важно обращаться за помощью к психологу или психотерапевту, если обнаруживается неадаптивное или высокочастотное использование определенных механизмов защиты.
Итак, проведение диагностики МПЗ с использованием методики Плутчика позволяет выявить основные механизмы защиты, которые использует человек, и дать понимание того, как эти механизмы могут сказаться на его поведении и эмоциональном состоянии. Дальнейшая работа с результатами диагностики может помочь человеку осознать и изменить неадаптивные стратегии защиты, что способствует его психологическому развитию и благополучию.