В данном случае основные механизмы защиты по Плутчику рассмотрены в контексте диагностики типологий психологической защиты, проводимой с использованием методики, основанной на теории Луиса Плутчика. Опишу каждый из механизмов защиты и приведу примеры действий этих механизмов.
1. Отрицание: эта защитная реакция заключается в отказе сознания признать неприятную реальность. Человек может игнорировать угрозу или проблему, предпочитая не видеть ее существования. Например, человек, который получил плохой диагноз от врача, может отрицать его и не следовать рекомендациям врача, пока не столкнется с серьезными последствиями.
2. Подавление: этот механизм защиты подразумевает подавление неприемлемых мыслей или эмоций в подсознательное, чтобы избежать конфликта или диссонанса. Например, человек может тщательно избегать разговоров о своих страхах или травмах, подавляя эмоции и отрицая их влияние на него.
3. Регрессия: это защитный механизм, при котором человек возвращается к более детскому или незрелому способу поведения в стрессовой ситуации. Например, во время сильного стресса взрослый человек может начать вести себя как ребенок, просить утешения и поддержки.
4. Компенсация: это механизм защиты, при котором индивидуум старается скрыть свои слабости или недостатки, развивая другие качества или умения. Например, человек, который чувствует свою некомпетентность в одной области, может компенсировать это развитием своего профессионализма в другой.
5. Проекция: это механизм защиты, при котором человек переносит свои нежелательные черты или эмоции на других людей, отрицая их в себе. Например, человек, который испытывает зависть или агрессию, может обвинить других в том, что сам чувствует.
6. Замещение: этот механизм защиты заключается в замене недостижимых целей или желаемых объектов более реальными или доступными. Например, человек, который не может достичь успеха в сфере профессиональной деятельности, может начать активно инвестировать время в хобби или спорт.
7. Интеллектуализация: механизм защиты, при котором человек стремится интеллектуально понять и оценить проблему или стрессовую ситуацию, чтобы снизить эмоциональное напряжение. Например, человек может погружаться в изучение научных статей или литературы, чтобы отвлечь внимание от своих проблем.
8. Реактивная образованность: это механизм защиты, при котором человек оправдывает свои негативные действия или желания с помощью "позитивных" мотивов. Например, человек может считать свою агрессивность защитой своих близких, а не проявлением неприемлемых эмоций.
Проведя диагностику МПЗ с использованием методики типологий психологической защиты по Плутчику, можно выявить, какие специфические механизмы защиты работают у конкретного человека в определенных ситуациях. Кроме того, используя методику Каллермана-Конте в адаптации Л.И. Вассермана, можно проанализировать структуру психологических защит и их взаимосвязи с жизненным стилем человека.
В данном случае, результаты диагностики показали следующие показатели:
- Отрицание: 98
- Подавление: 63%
- Регрессия: 70
- Компенсация: 97
- Проекция: 12
- Замещение: 65
- Интеллектуализация: 28
- Реактивная образованность: 76
Интерпретируя эти данные, можно сделать следующие выводы:
- Человек склонен отрицать неприятные реальности путем игнорирования,
- Тенденция к подавлению нежелательных мыслей или эмоций выражается в 63% случаев,
- Регрессия проявляется в стремлении вернуться к более детскому поведению,
- Компенсация является одним из основных механизмов, используемых для компенсации собственных слабостей или недостатков,
- Проекция особенно низка, что может указывать на отсутствие переноса нежелательных качеств на других,
- Интеллектуализация присутствует, но в меньшей степени,
- Реактивная образованность выражена на высоком уровне.
Заключение:
Анализ данных диагностики типологий психологической защиты по методикам Каллермана-Конте и Плутчика позволяет понять, какие механизмы защиты основны для данного человека и как они влияют на его поведение и эмоциональное состояние. Понимание этих механизмов позволяет лучше понять себя или других людей и помочь им справиться с негативными аспектами психической жизни. Важно помнить, что механизмы защиты являются нормальной частью психического функционирования и могут быть полезны в защите от стресса и конфликтов, но не всегда являются адаптивными. Поэтому, при обнаружении дисфункциональных механизмов защиты, рекомендуется обратиться за помощью к психологу или психотерапевту для коррекции и работы над ними.