Перед тем, как описать технологию работы с неблагополучными семьями в дошкольной образовательной организации, необходимо понять, что такое неблагополучие семьи. Неблагополучные семьи могут иметь различные проблемы, такие как низкий уровень социально-экономического благополучия, нарушения в психоэмоциональной сфере, отсутствие поддержки со стороны родителей, нарушения в семейных отношениях и др. Для успешного решения данной проблемы важно применять комплексный подход, включающий педагогические, психологические и социальные методы и техники.
1 ЭТАП – непосредственная подготовка к реализации выбранной технологии:
- Идентификация неблагополучных семей: проведение социально-педагогического анализа ситуации и выявление семей, нуждающихся в поддержке.
- Формирование команды специалистов: создание мультисисплинарной группы, включающей педагогов, психологов, социальных работников, для разработки и реализации программы поддержки.
- Разработка индивидуального плана работы с каждой семьей: исследование проблемной ситуации, определение целей и задач поддержки, разработка индивидуальных стратегий работы.
- Подготовка методических материалов: составление программ развития и коррекции, подбор методик работы с детьми и родителями, создание информационных буклетов и рекомендаций.
2 ЭТАП – реализационный:
- Коррекция и поддержка: взаимодействие с родителями и детьми, проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию навыков взаимодействия, саморегуляции, эмоциональной стабильности.
- Вовлечение семьи в образовательный процесс: организация совместных мероприятий, занятий, консультаций для родителей, родительских собраний.
- Работа с педагогами и специалистами: проведение тренингов, семинаров, консультаций по вопросам взаимодействия с неблагополучными семьями.
3 ЭТАП – экспертно-оценочный:
- Анализ эффективности реализованной программы: оценка достигнутых результатов, их сравнение с поставленными целями.
- Фиксация изменений в поведении и развитии детей и родителей.
- Коррекция подходов и методик в зависимости от результатов оценки.
- Проведение итоговой экспертизы программы и подготовка рекомендаций для дальнейшей работы.
Таким образом, реализация данной технологии подразумевает комплексный подход к работе с неблагополучными семьями в дошкольной образовательной организации, ориентированный на индивидуальные потребности каждой семьи и на достижение позитивных изменений в их семейных отношениях, взаимодействии с детьми и в обществе в целом.