Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог и методист, признавал, что обучение детей родному языку имеет несколько целей, которые согласно его словам должны быть реализованы для успешного образования и развития ребенка. В его высказывании прослеживается глубокое понимание важности родного языка как основы формирования мышления, чувств и личности ребенка.
Первая цель обучения родному языку, согласно Ушинскому, заключается в развитии у детей врожденной душевной способности, которая называется "даром слова". То есть это способность детей к пониманию, анализу и использованию языковых средств для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Развитие этой способности является важным элементом формирования личности ребенка, его коммуникативных навыков и способности восприятия мира через язык.
Вторая цель обучения родному языку, как понимает Ушинский, заключается в том, чтобы дети сознательно обладали сокровищами своего языка. Это означает, что дети должны знать и ценить богатство слов, выражений, фразеологизмов своего родного языка, уметь пользоваться ими в речи и понимать их значение. Это поможет им не только лучше выражать свои мысли, но и уверенно взаимодействовать с окружающими людьми, понимать смысл речи и текстов разной сложности.
Третья цель обучения родному языку, согласно К.Д. Ушинскому, связана с необходимостью усвоения детьми логики родного языка, то есть грамматических законов языка в их логической системе. Это означает, что дети должны понимать строение языка, его законы и правила, чтобы грамотно и красиво строить свои высказывания, понимать тексты и общаться эффективно. Усвоение логики языка делает обучение более системным, обеспечивает понимание языковых явлений и помогает детям развивать свое мышление.
Таким образом, К.Д. Ушинский видит залог успеха обучения родному языку в развитии духовной способности детей, в обладании ими сокровищами языка и в понимании логики языка. Успешное обучение родному языку поможет детям стать грамотными и культурными носителями языка, способствует их развитию и формированию как личностей, а также обеспечит им возможности для успешной коммуникации и обучения.