Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, в своем высказывании о залоге успешного обучения родному языку выделяет три основные цели: развитие душевной способности, сознательное обладание сокровищами языка и усвоение логики языка.
Первая цель, по Ушинскому, заключается в развитии той врожденной способности, которая называется "даром слова". Это означает, что дети должны развивать свои способности к умению понимать мир через язык, к ощущению и передаче своих мыслей и эмоций словами. Умение ясно и точно выражать свои мысли и чувства с помощью языка - важный аспект в общении и самовыражении.
Вторая цель - введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка. Здесь речь идет о том, чтобы дети узнали и поняли глубину и богатство языка, его культурные и исторические оттенки, традиции и обычаи, связанные с языком. Это поможет им не только правильно пользоваться языком, но и ценить и уважать свою культуру и наследие.
Третья цель - усвоение логики языка, то есть грамматические его законы в их логической системе. Это важно для того, чтобы дети не только говорили и писали грамотно, но и понимали структуру и правила языка, его логику и взаимосвязи между словами и выражениями. Знание грамматики помогает не только избегать ошибок, но и более глубоко понимать язык и совершенствовать свою речь.
На основании вышеперечисленных целей, учитель может сделать следующие методические выводы:
1. Поддерживать и развивать в детях интерес к языку как средству самовыражения и понимания мира.
2. Стимулировать учащихся к изучению и пониманию культурного и исторического аспектов своего языка, используя тексты, стихи, песни, пословицы и поговорки.
3. Объяснять грамматические явления не как набор правил, а как систему логики языка, помогая детям разобраться в структуре языка и его функциональных аспектах.
4. Проводить разнообразные упражнения, игры и задания, направленные на развитие логического мышления и умения анализировать языковые явления.
5. Создавать атмосферу в классе, в которой дети чувствуют себя комфортно и свободно, чтобы уверенно использовать язык в общении и учебе.
Таким образом, педагог, следуя принципам, выдвинутым К.Д. Ушинским, будет способствовать успешному и глубокому обучению детей родному языку, развитию их лингвистических способностей и формированию грамотных, эрудированных и культурных личностей.