1. Уровни эмоций по А.Н. Леонтьеву:
А.Н. Леонтьев выделяет 3 уровня эмоций:
- Базовый уровень - это биологический уровень, связанный с инстинктами и рефлексами. Это первичные эмоции, которые возникают на уровне нервной системы и контролируют поведенческие реакции.
- Уровень практических чувств - на этом уровне чувства уже связаны с конкретными ситуациями и объектами внешнего мира. Эмоции направлены на достижение собственных целей и регулируют поведение человека в повседневной жизни.
- Уровень общечеловеческих ценностей - высший уровень эмоций, связанный с внутренним миром личности. Эмоции на этом уровне связаны с моральными ценностями, идеями, верами. Это уровень самосознания и самопознания.
2. Уровневая регуляция поведения человека:
Уровневая регуляция поведения человека предполагает наличие иерархии целей и задач, которые человек ставит перед собой. Человек стремится достичь более высоких уровней самореализации и самопознания. На более низком уровне находятся базовые потребности и жизненные задачи, а на более высоком - ценности, идеалы, долгосрочные планы. Уровневая регуляция позволяет человеку ориентироваться в жизни, принимать решения и строить свой жизненный путь.
3. Определения:
- Индивид - это уникальное существо, субъект человеческого общества, обладающий индивидуальными качествами, талантами, особенностями.
- Личность - это высший уровень самосознания индивида, совокупность индивидуальных свойств, которые определяют его поведение, мотивацию, ценности.
- Индивидуальность - это индивидуальные особенности человека, которые делают его уникальным, отличающимся от других, включая физические, психологические, социальные и духовные аспекты.
4. Структура самосознания личности:
Структура самосознания состоит из трех основных компонентов:
- Когнитивный (знание о себе) - отражает знания о собственной личности, своих целях, идеалах, чертах характера.
- Эмоциональный (чувства по отношению к себе) - включает в себя эмоции, связанные с самооценкой, самоуважением, удовлетворенностью собой.
- Оценочный (суждение о себе) - выражает суждение о собственной личности, внутренние установки и ценностные ориентации.
5. Примеры событий, влияющих на жизненный путь человека:
- Потеря близкого человека: эмоциональный шок может перенастроить жизненные приоритеты и ценности.
- Успех или неудача в карьере: профессиональные достижения могут повлиять на выборы в жизни и самооценку.
- Переезд в другую страну или город: изменение окружения и культуры может переоценить ценности и представления о жизни.
- Встреча с новым человеком: новые отношения или дружбы могут изменить образ жизни и поведенческие паттерны.
Эти события могут стать поворотными моментами в жизни человека и повлиять на его жизненный путь, вызвать изменения в ценностях, приоритетах и деятельности.