Диагностика любого параметра включает в себя определенные критерии, которые позволяют оценить данное явление или состояние. Критерии диагностики могут быть качественными (наличие/отсутствие определенных признаков) и количественными (измерение конкретных показателей). Для определения параметра необходимо учитывать следующие критерии:
1. Объективность - параметр должен быть измерим или оцениваем вне зависимости от личных предположений или субъективных оценок.
2. Надежность - необходимо, чтобы результаты диагностики были стабильны и повторяемы.
3. Валидность - диагностика должна измерять то, что она заявляет измерять.
4. Адекватность - критерии выбора и методы диагностики должны соответствовать изучаемому параметру.
5. Стандартизированность - диагностические методики должны быть проверены на различных группах и иметь установленные нормы.
Цель психодиагностики - выявление индивидуальных особенностей личности, способностей и возможностей человека, а также прогнозирование поведенческих реакций. Задачи психодиагностики включают:
- Определение целей и задач изучения;
- Определение диагностико-профилактических мероприятий;
- Определение методов сбора информации;
- Обработка и анализ результатов.
Схема сбора анамнеза включает следующие этапы:
1. Психологическое обследование (личные данные, образ жизни, социальный статус);
2. Семейный анамнез (данные о семье, особенностях взаимоотношений);
3. Медицинский анамнез (информация о заболеваниях, проблемах со здоровьем);
4. Психологический анамнез (информация о психологических особенностях, прошлых опытах).
Среди методик диагностики можно выделить:
1. Тест Шимпанзе (Шипман) - автор: Р. Фенич, цель: оценка креативности, материал: картинка шимпанзе.
2. Методика "Шкала самооценки Гарибальди" - автор: И. Гарибальди, цель: оценка самооценки, материал: шкала утверждений.
3. Тест Фрустрации - автор: Д. Льюис, цель: изучение реакции на стрессовые ситуации, материал: ситуационные задания.
4. Семейный тест - автор: М. Кузнецова, цель: оценка взаимоотношений в семье, материал: вопросы о семейной жизни.
5. Тест на тревожность Хэмилтона - автор: М. Хэмилтон, цель: оценка уровня тревожности, материал: вопросы о состоянии психики.
6. Тест «Проективный макет» - автор: Л. Спивак, цель: изучение строения личности, материал: изображение проективного макета.
7. Креативный тест Роршаха - автор: Г. Роршах, цель: оценка творческого мышления, материал: чернильные пятна.
Прогностические параметры включают в себя условия, позитивные и негативные варианты. Схема условно-вариантного прогноза представляет собой:
1. Условия: факторы, влияющие на развитие параметра (например, социальное окружение, генетическая предрасположенность).
2. Позитивные варианты: возможные успешные и благоприятные исходы при определенных условиях.
3. Негативные варианты: возможные проблемы, осложнения и неблагоприятные исходы при неблагоприятных условиях.
Схема психодиагностического заключения включает в себя:
1. Вступительная часть: данные о диагностируемом лице, условия проведения и цели диагностики.
2. Методика исследования: описание проведенных методик и их результатов.
3. Анализ результатов: интерпретация данных, выявление основных тенденций и особенностей личности.
4. Заключение: обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций для диагностируемого.
Таким образом, психодиагностика является важным инструментом для понимания личности, способностей и поведенческих реакций человека, а также позволяет прогнозировать возможные развития событий и предлагать рекомендации для улучшения качества жизни.
Напишите нам, если в вопросе есть ваши персональные данные:
[email protected]