1. Правовой идеализм и правовой нигилизм - это две экстремальные деформации правосознания, которые могут негативно повлиять на развитие правовой системы общества.
Правовой идеализм проявляется в избыточной вере в силу юридических норм и институтов, в убеждении, что всевозможные проблемы можно решить с помощью законов. Это часто сопровождается гипертрофированным вниманием к правовым процедурам и формальностям, при этом игнорируются социальные, экономические и политические аспекты проблем. Люди, страдающие правовым идеализмом, могут закладываться на законы и правила лучшее, чем на социальные нормы или человеческое эмпатию и созидание среды, где законы можно были бы минимазировать степень межличностного противоборствования. Это может привести к ограничению свободы и развития личности, а также к ущемлению прав человека.
С другой стороны, правовой нигилизм - это полное отрицание важности права как социального института. Люди, страдающие от этого виды деформации правосознания, отказываются видеть в праве инструмент для социального регулирования, считая его бессмысленным, неспособным решать реальные проблемы и сводя все к силовым методам урегулирования. Такой подход может создать хаос и беззаконие, поскольку лишает общество стабильности и понимания основополагающих норм справедливости.
Причины существования подобных деформаций могут быть разными - от личностных особенностей и воспитания до политических и социально-экономических факторов. Чаще всего это связано с недостатком критического мышления, развитием формального, механического подхода к закону, а также с недоверием к правосудию и его объективности.
Для преодоления данных видов деформации правосознания важно развивать правовую культуру общества, содействовать критическому анализу юридических норм и институтов, акцентировать внимание на социальных аспектах права, а также на важности развития эмпатии и справедливости в обществе. Образование, просвещение, организация правового просвещения, а также укрепление институтов гражданского общества могут помочь преодолеть правовой идеализм и нигилизм.
2. Национальная правовая культура России отличается тем, что для нее характерно подчинение правовых норм определенной "нравственной правде". Под этим выражением понимается стремление общества к соблюдению не только формальных правовых норм и правил, но и тех нравственных принципов и ценностей, которые считаются важными и значимыми для этого общества. Нравственная правда в контексте национальной правовой культуры России обозначает идею справедливости, порядка, добра, которые не могут быть ограничены только формальным законодательством.
В российской правовой культуре нравственные принципы и ценности играют значительную роль и иногда даже переходят границы формального права. Это выражается, например, в силе обычаев, традиций, норм морали, которые могут оказывать влияние на поведение людей и их отношения. В обществе, где преобладает такой подход, люди стремятся соблюдать нормы не только из-за страха наказания, но и из-за уважения к общественным ценностям и убеждений.
Такой подход может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, он способствует формированию сознательного отношения к праву, укреплению социальной солидарности, развитию внутренней морали и саморегуляции. С другой стороны, излишнее подчинение нравственным ценностям иногда может привести к консерватизму, инертности и противоречиям между реальными потребностями общества и формальными нормами.
Для сбалансированного развития национальной правовой культуры важно находить оптимальный баланс между соблюдением правовых норм и уважением нравственных ценностей. Это требует глубокого анализа социокультурных особенностей общества, развития образования и просвещения, а также содействия диалогу и взаимопониманию между различными группами и слоями населения. Необходимо стремиться к тому, чтобы правовая система отражала ценности и интересы всего общества, обеспечивала справедливость, свободу и равенство перед законом.