10. В высказывании «Даже столь абстрактные идеи, как идеи времени и пространства, в каждый момент их истории находятся в тесной связи с соответствующей социальной организацией» заключается идея о том, что все аспекты культуры, включая даже такие абстрактные понятия, как время и пространство, формируются и изменяются под влиянием социальных факторов и социальной структуры общества. В каждом историческом периоде существует определенная социальная организация, система ценностей, норм и институтов, которые влияют на формирование и интерпретацию абстрактных идей. Например, понятие времени может быть воспринято по-разному в разных культурах и обществах в зависимости от того, каким образом они структурируют свои отношения со временем, какие ценности они придают времени, как они его измеряют и используют в повседневной жизни.
Для лучшего понимания этой идеи можно рассмотреть примеры из истории. Например, средневековая Европа имела свою особую социальную организацию, где церковь играла ключевую роль в формировании мировоззрения и объяснении понятия времени через религиозные каноны. Возрождение и научная революция привели к изменению отношения к времени и пространству в рамках научной парадигмы. Современное общество, с его ускоренными темпами жизни, высокой технологизацией и глобализацией, также формирует новые представления о времени и пространстве.
Итак, идеи времени и пространства тесно связаны с социальной организацией, их интерпретация и значение зависят от контекста и социокультурных факторов, демонстрируя глубокую взаимосвязь между абстрактными понятиями и обществом.
11. Роберт Мосс, как последователь Эмиля Дюркгейма, развивает идеи французского социолога о социальной интеграции, коллективных представлениях и религии. Одним из ключевых понятий, объединяющих обоих ученых, является концепция коллективного бессознательного и его роли в общественной жизни.
Мосс, подобно Дюркгейму, рассматривает социальные институты и ритуалы как средства поддержания социальной структуры и ценностной интеграции общества. Он выделяет понятие социокультурного поля, в рамках которого формируются общественные представления, идеи и нормы, оказывающие влияние на поведение индивидов. Этот подход напоминает дюркгеймовский анализ религии и механизмов ее влияния на социальную согласованность.
Мосс также продолжает традицию Дюркгейма по анализу социальных конфликтов и идентификации основных ценностей общества. Он подчеркивает значение символических практик в культуре и обществе, которые служат для укрепления социальной структуры и формирования коллективной идентичности. Таким образом, Мосс продолжает традицию социологического структурализма, основанного на идее о важности социальных норм и ценностей для стабильности и развития общества.
В целом, идеи и выводы Роберта Мосса позволяют увидеть в нем последователя Дюркгейма, который продолжает развивать ключевые идеи классического французского социолога, обогащая их новыми теоретическими концепциями и применением к современным социокультурным реалиям. Современная социология находит в этих ученых ихсительного представителя, отражающего глубину социальных процессов и их взаимосвязь с культурой и ценностями общества.