17. Деятельность, мотивы, потребности. Пирамида потребностей. Понятие о прокрастинации.
Деятельность человека - это совокупность действий, направленных на достижение определенных целей. Основные мотивы, которые могут стимулировать человека к действию, включают биологические (потребности в еде, сне, безопасности), социальные (потребность в общении, признании, принятии), самореализационные (желание развиваться, достигать своих целей). Потребности - это внутренние стимулы, которые могут быть физиологическими (базовые потребности, такие как еда, вода, сон), психологическими (потребность в безопасности, принятии, самооценке) и самореализационными (потребность в саморазвитии, самореализации).
Пирамида потребностей А. Маслоу - это теория, согласно которой у человека есть иерархия потребностей, начиная от базовых физиологических потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации. По Маслоу, человек стремится удовлетворить более низкие потребности, прежде чем перейти к более высоким.
Прокрастинация - это откладывание дел на потом, намеренное отсрочивание начала или завершения задачи, которая требует выполнения. Часто прокрастинация связана с нежеланием принять ответственность за задачу, стрессом перед ней или желанием избежать неприятных последствий неудачи.
18. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния.
Эмоции - это короткосрочные психофизиологические реакции на внутренние или внешние стимулы, которые сопровождаются изменениями в сердечном ритме, лицевой мимике, выражении голоса и других физиологических проявлениях. Чувства - это внутреннее переживание эмоций, оценка эмоций субъектом.
Эмоциональные состояния - это долговременное состояние, характеризующееся определенным эмоциональным настроением (например, радость, грусть, гнев). Они могут быть вызваны различными событиями, происходящими внутри или вне человека.
19. Стресс: понятие, стадии, виды. Регуляция стрессовых состояний. Понятие стрессоустойчивости и ее развитие в сложных и экстремальных условиях в рамках профессиональной деятельности.
Стресс - это физиологическая и психологическая реакция организма на внешние или внутренние факторы, которые вызывают угрозу для его физического или психического благополучия. Существует три стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Виды стресса включают позитивный стресс (eustress) и негативный стресс (distress).
Регуляция стрессовых состояний включает в себя такие методы, как релаксация, медитация, физическая активность, социальная поддержка, психологическая помощь. Стрессоустойчивость - это способность человека выдерживать стрессовые ситуации без серьезных негативных последствий. Она может развиваться через практику управления эмоциями, тренировки реакции на стрессовые ситуации и укрепления психологической устойчивости.
20. Аффект. Психологическая характеристика аффекта. Виды, и стадии. Профилактика. Аффектогенная ситуация.
Аффект - это кратковременное эмоциональное состояние, который возникает под воздействием конкретного стимула и имеет выраженную эмоциональную окраску. Он может быть положительным (радость, удовлетворение) или отрицательным (грусть, страх). Аффекты бывают первичные (инстинктивные реакции: страх, радость) и вторичные (сложные эмоции, возникающие в результате интеллектуальной оценки ситуации).
Профилактика аффектов означает осознанное управление своими эмоциями, избегание ситуаций, которые могут вызвать деструктивные аффекты, тренировку автоматизированных реакций на стрессовые ситуации.
21. Настроение. Психологические основы настроения. Управление настроением.
Настроение - это долговременное эмоциональное состояние, которое характеризуется определенными эмоциональными тоном и стабильностью. Оно может быть положительным, нейтральным или отрицательным. Настроение влияет на поведение, мышление и восприятие человека.
Управление настроением включает в себя такие методы, как практика медитации, физическая активность, позитивное мышление, социальная поддержка, создание благоприятной обстановки. Важно осознавать свои эмоциональные состояния и уметь их корректировать.
22. Понятие об психологической регуляции и саморегуляции. Методы и приемы эмоциональной и когнитивной регуляции.
Психологическая регуляция - это умение контролировать свои мысли, эмоции, поведение, отвечая на различные вызовы и события в жизни. Саморегуляция включает в себя самостоятельное управление своими внутренними процессами и поведением без внешнего воздействия.
Методы эмоциональной регуляции включают в себя осознанное дыхание, практику медитации и майндфулнесс, психотерапию, изучение эмоций. Когнитивная регуляция направлена на управление мыслями, убеждениями, целями и включает в себя методы рациональной психотерапии, позитивного мышления, разработку адаптивных стратегий.
Умение эффективно регулировать свои эмоции и мысли является ключевым аспектом психологического благополучия и успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни.