Школьное образование в древней Руси имело свои особенности и разнообразие. Рассмотрим некоторые из упомянутых школ и учебных заведений:
5. Братские школы: в этот тип школ входили различные братства, которые сами обеспечивали образование своих членов. Обучение в таких школах было направлено на изучение религии, морали, культуры.
6. Вежество: это была школа, где изучались ведические тексты, проводились обряды, учили петь молитвы и заклинания.
7. Гридница: это учреждение, где дети изучали грамоту, церковный славяно-русский язык, основы религиозного образования.
8. Дитя: в средневековой Руси это обозначало детей-сирот или детей низшего сословия, которые были приобщены к защите церковной церемонии.
9. Домострой: это не только книга, но и педагогическая программа, в которой описывались правила поведения, уважения к старшим, нормы этикета и быта.
10. Домовнее строение: обучение, которое проводилось в домашних условиях, учитель приходил в дом к учащемуся.
11. Душевное строение: это относилось к воспитанию характера, морали, внутреннему развитию личности.
12. Запуки: это был своеобразный домашний учитель, который занимался обучением детей в семьях зажиточных людей.
13. Заклички: это тексты заклинаний, которые использовались для обрядов и обретения защиты от зла.
14. Изборник: сборник разнообразных текстов, включая статьи по моральным нормам, богословию, медицине.
15. Киево-Могилянская Академия: одно из первых высших учебных заведений на территории России, основанное в 17 веке.
16. Книжник: человек, владеющий грамотой, который мог быть учителем, писцом, канцеляристом.
17. Мастера грамоты: специалисты по грамоте, которые изучали грамоту и образовывались в монастырях.
18. Мирское строение: образование, не связанное с церковью, занималось обучением сословного населения.
19. Молодец: это молодой человек, который учился у мудрецов, путешествовал, получал знания, для достижения высших целей в жизни.
20. Монастырские школы: образовательные учреждения, находившиеся при монастырях, где обучались будущие священники, монахи.
21. Наказание: воспитательные меры, применяемые к детям за недостойное поведение, совершение правонарушений.
22. Отрок: молодой человек, обучавшийся у мудрецов, старших, чтобы получить знания и навыки.
23. Пестушки: воспитательницы, которые обучали и воспитывали детей в богатых семьях.
24. Приходская школа: школа, находившаяся при церковной приходской церкви, где дети получали начальное образование.
25. Славяно-греко-латинская Академия: высшее учреждение, где изучались классические языки и науки.
26. Секуляризация: процесс отделения образования от церковной власти, что привело к разделению на секулярное и религиозное образование.
27. Учение книжное: образование, связанное с грамотой, изучением книг, знанием религиозных текстов.
28. Ученичество: период обучения и служения ученика у мастера, чтобы получить знания и навыки в той или иной сфере.
29. Училище: учебное заведение, где дети и молодежь получали начальное образование, часто при церкви или монастыре.
30. Чадо: ребенок в дореволюционной России, обучавшийся и воспитывавшийся в семье, среди благополучия и заботы о его образовании и развитии.
В целом, школьная система в древней Руси была разнообразной и включала различные типы образовательных учреждений, от монастырских школ до приходских и частных училищ. Религиозное образование играло важную роль, но с развитием государства появились и секулярные учебные заведения. Книга «Домострой» и другие образовательные материалы формировали базу для обучения и воспитания населения.